Открываем новую рубрику «А как у них…?» (США)

Открываем новую рубрику «А как у них…?» (США)

И в первой части хотим познакомить Вас с историей становления и развития системы клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов в США.

Американские ювелиры хорошо знают, что в их бывшей метрополии, Великобритании, уже семь веков под контролем государства тестируют, опробируют и клеймят каждое ювелирное изделие без исключения. Но для американцев это кажется скучным и чрезмерным: они гордятся своей традиционной системой саморегулирования и общественного контроля за товарами и правами потребителей.

В США необходимость создания оригинального клейма для изделий из драгоценных металлов возникла только с началом массового производства и торговли этими предметами. И хотя первыми мастерами серебряного дела были в основном выходцы из Англии, английская система маркировки не нашла в оригинальной системе торгово-промышленной деятельности Нового Света себе применения и даже не была использована в качестве прототипа.

Долгое время практически все серебряные изделия и деньги были европейского производства и имели континентальный стандарт пробы, поэтому не было необходимости вводить какой бы то ни было американский эквивалент. Почти до начала XVIII века экономическое и политическое положение в стране не позволяло создать четкого государственного контроля за производством изделий из драгоценных металлов, как это было в Европе или России. Первые серебряные клейма встречаются в Америке только в начале XVIII века и только в городах восточного побережья, то есть в Новой Англии.

В XVIII веке в связи с созданием своей государственной денежной системы и развитием частного серебряного производства возникла и необходимость позаботиться о надежной гарантии серебряного стандарта.

На ранних американских клеймах изображали в основном эмблему штата, где изготовили и проверили вещь. Так, в штате Коннектикут клеймо было с изображением трех гроздьев винограда и герба штата, который был впервые выгравирован в 1702 году Джоном Кени для первой коннектикутской колониальной монеты. Но с первой половины 19 века все большая часть серебряных американских вещей имеет личное клеймо мастера или торговую марку продавца, которые и несли юридическую ответственность за качество металла.

В Нью-Йорке и Бостоне по английской модели были созданы первые корпорации ювелиров, которые самостоятельно разработали и учредили свой устав. А в Балтиморе организовано специальное бюро по драгоценным металлам, где проводилась апробация серебряных и золотых вещей выборными мастерами, отвечавшими за качество своей работы. Полный набор клейм должен был состоять из обязательного именного клейма мастера, непременно присутствовали клеймо с эмблемой штата и обозначение пробы.

Особенностью американского клейма этого периода в отличие от европейского, где использовались в это время только инициалы мастера или владельца мастерской, было как из двух букв, так и полное написание имени ювелира, причем оно располагалось по кругу или овалу в виде декоративной каймы, что сегодня значительно упрощает процесс атрибуции. Но уже в XIX веке все чаще встречаются марки производственных компаний или торговых домов, которые и берут на себя гарантии качества металла.

Одной из таких организаций является «Ювелиры Америки» (Jewelers of America). Члены этой организации, указав над входом в свой магазин букву “J”, гарантируют качество продукции и свои обязательства следовать Этическому Кодексу — Code of Ethics.

В 1996 г. Федеральная торговая комиссия выпустила «Рекомендации для ювелирной промышленности» (Guidelines for the Jewelry Industry). Этот документ не предписывает, а допускает нанесение клейма на ювелирные изделия. Областью государственного регулирования являются только разрешенные слова и сокращения.

Так, для ювелирных сплавов золота допускает название «золото» для сплавов от 10К до 24К, например “14K. Gold”, “14K.”; для позолоты — “2 microns 12K gold plate”. Серебро допускается двух видов:

  1. пробы 925, для которой используются синонимы Silver, Solid Silver, Sterling Silver, Sterling, Sterl.,
  2. для серебра пробы 900 допускаются названия coin, coin silver. Для посеребрённых изделий предписаний нет.

Для сплавов платины допускаются три пробы – 950, 900 и 850, а также два варианта обозначения металла – Pt и Plat., например “900Pt.”

В США есть особый Закон о клеймении (National Stamping Act), однако он относится к банковским слиткам.

В 2002 начался эксперимент: в Нью-Йорке создан Американский пробирный и геммологический центр (American Assay & Gemological Office- AAG) как филиал Бирмингемской Пробирной палаты (the Birmingham Assay Office). Как известно, Бирмингемская Палата аккредитована по ISO 17025 и сертифицирована по ISO 9002 (удостоверения ISO/IEC 62 и 65). Очевидно, этот статус распространяется и на американское учреждение. Расценки на услуги согласуются с английскими аналогами.

Центр даже не предлагает клеймение отдельных ювелирных изделий, потому что по его мнению клеймение – это «непрактичное» предложение для американских потребителей. Розничные торговцы сами должны заботиться о качестве выставляемых товаров. В свою очередь и покупатели сами обязаны проявлять бдительность и дотошность.

Распространённой практикой торговцев является выборочное опробование партий ювелирных изделий. Кстати, членам Комитета ювелирной бдительности (Jewelers Vigilance Committee — JVC) предоставляется возможность пяти бесплатных рентгеновских анализов.

Из-за отсутствия надлежащего опробования, в США распространено такое явление как Underkarating (можно перевести как «недовес», «недовложение»), то есть предложение к продаже сплава с содержание золота ниже объявленного. Например, на ценнике указано золото 18К, а на самом деле это 17К. Однако такое явление наблюдается в основном в дешевых магазинах, при распродажах со скидками, на ювелирных лотках, а также в пунктах ювелирного обмена. Поскольку покупатель полностью осознаёт ситуацию, то он обычно не в претензии, так что низкокачественный товар расходится хорошо.

Вообще же в США наилучшей гарантией является марка производителя, который несёт всю законную ответственность. Хорошо известно сутяжничество американцев: они запросто подают в суд при подозрении в нарушении прав потребителей и выигрывают огромные иски.

Таким образом можно сказать, что в США главным механизмом защиты ювелирных потребителей является не государственное клеймо, а угроза судебного преследования недобросовестного продавца.

Источник: www.rough-polished.com

Добавить комментарий

Закрыть меню